Стоит ли Оренбургу равняться на Москву в плане пассажирских перевозок?
Где-то уже пару лет, а то и больше, в Москве идет реформа общественного транспорта - запретили маршрутки, взялись за искоренение троллейбусов в центре, ввели новые маршруты автобусов, характерные в основном тем, что в их обозначениях появились не только цифры, но и буквы (например, автобус маршрута М7). Если по-простому - произвели тотальное огосударствление ОТ (общественного транспорта), изгнав оттуда частника в присущей Собянину отменно хамской манере, то есть в одночасье и пинками под зад.
В общем, действовали в рамках общего тренда "сделаем как в совке, но не будем пока признаваться" - который очень любезен ностальгирующим по дорогому Леониду Ильичу массам.
Можно уже подводить некие промежуточные итоги. Что мы имеем? Итоги налицо, замечаю как практикующий москвич: интервалы в движении становятся уже нестерпимыми, прямо напоминая заветное советское время. Я бы сказал, что движение автобусов уже точно идет по советским образцам - редко, медленно и печально. Раз в полчаса даже в час пик. Единственное, что пока выручает и как-то поддерживает иллюзию нормальности - это троллейбусы, которые пока вывозят на себе толпы, скапливающиеся на остановках. Но и это, уверен, временное явление. Просто повезло: обезумевший Собянин объявил войну троллейбусам в центре Москвы, там уничтожили массу маршрутов (включая знаменитую "Букашку" по Садовому Кольцу) - и, видимо, "освободившиеся" из Центра троллейбусы перебросили к нам, в спальные районы. Образовался некоторый избыток троллейбусов, из-за чего они в русском стиле, "не умением, а числом" пока еще успевают кое-как закрывать дыру от быстро приходящих в негодность автобусов.
Вскоре и троллейбусное пополнение "встанет на прикол" в парках Мосгоравтотранса - и совок вернется в ОТ во всем своем великолепии, то есть в полном убожестве: толпы на остановках, забитые под завязку салоны, люди, едущие друг у друга на бровях.
Так будет. В принципе, так уже есть. Но, с другой стороны, спроси народ - надо ли вернуть маршрутки? Нет сомнений, что значительное число, возможно, большинство будет против. ИМЕННО потому, что маршрутки ассоциируются с проклятым частником, а мосгортранс - с государством. Недавно приводили данные репрезентативного всероссийского опроса, согласно которому порядка 50% опрошенных вообще заявили, что государственные предприятия в принципе лучше частных, и надо, чтобы в стране государственных было большинство.
Народ по-своему разумен. Он рассуждает просто: если частник и госпредприятие занимаются одним и тем же (к примеру, перевозят пассажиров по городу в автобусах), то ясно ведь, что госпредприятие лучше! Делают одно, но частник думает только о своей наживе, а за госпредприятием контроль, ему могут выделять ФОНДЫ из БЮДЖЕТА, там работают ПО ПРАВИЛАМ, КАК ПОЛОЖЕНО, а не так, как частник приказал. Куда ни кинь - везде у госпредприятия сплошные перед частником преимущества.
В том же духе ведь народ рассуждает про всё: про банки, про магазины, про заводы. "Государственное" лучше, потому что стабильнее, потому что государство "в случае чего" и приглядит, и поможет. А что частник? Частник - тьфу. Сегодня он есть, а завтра его нет.
А ведь пример с транспортом весьма нагляден. Вроде Мосгортранс - мощное всеохватное предприятие с кучей преимуществ, а хозяева маршруток - это какие-то жулики, бандиты или вовсе, не к ночи будь помянуты, ХАЧИ. Но: маршрутки ходили, а у замечательного Мосгортранса интервалы в движении все шире и шире. И это - в лопающейся от денег Москве!
Что за парадокс? А ведь никакого парадокса. Госпредприятие всем хорошо, кроме одного: там всем наплевать, ездят автобусы или нет. Ездят - хорошо, не ездят - главное, чтобы было чем отчитаться. Транспортные средства ломаются и ездить перестают. Сделать с этим ничего нельзя, поскольку всем, в принципе, до фени. Не свои же.
На этом поломался совок, на этом поломается и нынешний квазисовок. И ничего с этим не сделаешь. Частник - это худший вариант управленца, если не считать всех остальных.
Алексей Рощин, социолог, г.Москва
От редакции
В Оренбургской области есть целый Указ Губернатора Оренбургской области от 10 марта 2016 г. N 111-ук "О внедрении на территории Оренбургской области стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации". Там, в частности, указано, что частного транспорта в муниципалитетах должно быть к 2018 году (то есть через 2 месяца) не менее 80%. При этом администрация Оренбурга и отдельные депутаты Оренбургского городского совета уже полгода во всех СМИ талдычат о планируемом существенном (до 50%) увеличении доли муниципалитета.
Возникают вопросы: они против губернатора и его Указы им не УКАЗ? Или написано, как говорил Жванецкий, не для того, чтобы работало, а для того, чтобы было?