Когда повышать тарифы на проезд?

повышение платы в автобусе
пятница, 25 ноября 2016, 10:41
В конце года принято подсчитывать, на сколько поднимутся цены на все в будущем году.

11 января 2016 года вступил в силу федеральный закон № 220. Он призван навести порядок в экономике перевозок. Регулируемые тарифы на пассажирские перевозки означают ограничение со стороны власти, при условии дотирования из бюджета. Нет дотаций - перевозчик вправе устанавливать стоимость проезда самостоятельно.

Пессимисты еще в конце прошлого года пугали оренбуржцев бурным ростом цен на проезд в общественном транспорте после старта закона. Однако, как и предполагали эксперты, коллапса не произошло. Хотя спокойной ситуацию в отрасли назвать нельзя.

Месяц назад в Орске подняли стоимость проезда и ввели дифференциацию тарифа на дневной и вечерний. Основной причиной назвали скачок цен на топливо. Тогда глава региона, общаясь с перевозчиками, подчеркнул, что повышение цен на проезд должно быть обдуманным и взвешенным.

Взвешиваем аргументы

А взвешивать, на самом деле, есть что. Многие автомобилисты, заправляющиеся на газовых станциях, обратили внимание, что в начале года сжиженный газ стоил 14 рублей за литр, а сейчас он уже более 20 рублей. Подорожало топливо на 42 процента.

Кроме постоянного увеличения расходов, эксперты в России указывают на новый тренд - пассажиропоток снижается. Называют даже цифры - в среднем на 10-15% в год. Личный автомобиль перестает быть роскошью для все большего числа оренбуржцев.

Что в таких условиях делать перевозчикам? Снижать зарплату водителям и автомеханикам? Не ремонтировать автобусы и Газели? Прятаться от налогов? Повышать тарифы на проезд?

«Любое повышение тарифов нас очень сильно тревожит – будь то транспорт или ЖКХ, отмечает начальник управления пассажирского транспорта администрации Оренбурга Максим Фазулин. - Но, с другой стороны, оренбуржцы, сами будучи автовладельцами, прекрасно понимают, что ГСМ, страховка, запчасти, другие затраты на обслуживание транспорта существенно выросли даже с начала года. Результатом может стать уход перевозчиков в так называемые «серые» схемы. То есть попытки обхода установленных правил, недоремонт автопарка в целях экономии, снижение зарплата водителей. Все это в конечном итоге отражается на безопасности перевозок пассажиров. А этого допустить никак нельзя».

У нас не Европа

Во всей России тарифы на перевозку пассажиров в последние месяцы растут и являются предметом бурного обсуждения. Но закон четко определяет: не имеешь возможности дотировать перевозки, значит, будет повышение тарифа.

В Европе и США, как правило, есть единый заказчик транспортной услуги, который выплачивает перевозчикам деньги в соответствии с себестоимостью услуг и фиксированным уровнем прибыли. Разницу между выручкой и расходами компенсируют из бюджета.

Таким образом решается несколько государственных задач. Во-первых, помощь малоимущим, не имеющим личного транспорта. Во-вторых, стимулирование спроса на поездки и снижение автомобилепользования, то есть загазованности городов.

В городах Оренбуржья субсидирование частных перевозчиков отсутствует, а доля муниципального транспорта мала. Так что ответ на вопрос - когда повышать тарифы на проезд - становится очевидным. Все дорожает, и проезд в общественном транспорте не может быть исключением.

Мария ДУБСКИХ