Дешевое и «сердитое» обслуживание сложных механизмов приводит к их поломкам и гибели людей.
Специалист в лифтовой отрасли с 20-летним стажем, разработчик системы диспетчеризации в Оренбурге, почетный работник коммунального хозяйства РФ Виктор Непомнящий обеспокоен изменениями, происходящими в лифтовом хозяйстве Оренбурга.
- Виктор Николаевич, что вызвало вашу озабоченность?
- Появление в нашей отрасли компаний, которые совершенно не думают о безопасности. Как вы считаете, может работать со сложной техникой, в нашем случае с лифтами, компания, у которой на балансе два компьютера, а в штате три человека без специального образования?
- Страшно, если наш лифт будет обслуживать подобная. Разве есть в Оренбурге такие компании?
- К сожалению, появились. В последние 5-7 лет в Оренбурге стабильно работали несколько компаний: Южураллифт, Лифтсервис, Скансориум… Сложились коллективы, есть ремонтные базы, необходимое оборудование, допуски к проведению капитального ремонта. Преимущества и недостатки у каждого свои. Но согласитесь, что серьезные проблемы с лифтовым хозяйством в Оренбурге удалось решить еще пятнадцать лет назад. Тогда дело было на самом деле плохо, очень. Юрий Николаевич Мищеряков, вступив в должность главы города, пригласил всех руководителей лифтовых компаний и попросил сделать все, чтобы лифты работали круглосуточно. Вот тогда я и задумался над тем, как это сделать. Понял, что без автоматизации процессов не обойтись. Так появилась система диспетчеризации, которая, с одной стороны, позволила контролировать работу механиков, обслуживающих конкретные лифты, с другой – в любой момент посмотреть историю этого механизма: когда установлен, какие детали и когда заменялись.
- Своеобразная «карточка больного»?
- Можно и так назвать.
- Хотите сказать, что у вас есть такие карточки, а у новых компаний нет?
- Не это главное. Главное, что у руководителей новых компаний нет основательности в подходе, понимания той меры ответственности, которая ежедневно лежит на них за жизнь и здоровье жильцов многоквартирных домов.
- Как вы это поняли?
- По их делам. Так в одной из компаний, работает всего 3-5 человек, из которых механиков двое с нагрузкой 60-70 лифтов на каждого. Хотя есть норматив – 30 лифтов. Уверяю вас, если проводить работы согласно регламента с соблюдением всех требований безопасности, то обслуживать больше лифтов механик физически не может. А что делать, когда один из мастеров заболеет? Нагрузка на оставшегося возрастет до 140 лифтов, даже непосвященному человеку очевидно – нормальной работы не будет. Кроме того, у этих компаний отсутствует аварийная служба и ее функции возложены на тех же механиков.
- Почему это происходит?
- Чтобы получить объем работ, новая компания должна чем-то заинтересовать руководителей ТСЖ И УК. Чем, если у тебя нет ни опыта, ни специалистов, ни аварийной, ни допуска к капитальным ремонтам? Остается снижение тарифа, а низкий тариф, в свою очередь, не позволяет обеспечить все вышесказанное – круг замыкается.
- Может быть выручает высокий уровень автоматизации?
- Хотелось бы, чтобы это было так. Например, компания «Лифтсервис» вложила в разработку и внедрение диспетчеризации более 25 миллионов рублей. Потребовалось 3 года, чтобы оснастить все обслуживаемые лифты, обучить людей, отработать систему взаимодействия между жителями, диспетчерами, механиками. Лифтовый парк в Оренбурге по большей части старый. Две недели назад мы отмечали 70-летие Закия Галяфовича Гафарова и 40-летие лифта, который он принимал в эксплуатацию на ул. Просторной. Удивительно, но оба еще в строю. И таких лифтов на обслуживании много. Знаю, что фонд модернизации, жильцы стараются заменять откровенно дряхлые механизмы, но дело это дорогостоящее. А старые лифты часто ломаются и добавляют ежедневных аварийных хлопот.
- Возможно компании, о которых вы говорите, работают на новых домах, где и обслуживания никакого не нужно?
- Сегодняшние лифты требуют чуть ли не больше внимания, чем их старшие «товарищи». Настройка каждого нового лифта длится несколько месяцев, иногда полгода. Приходится заменять детали, которые с завода идут откровенно одноразовые, заниматься наладкой. Не буду заваливать вас терминологией. Главное понимать – лифт сложный механизм, постоянно работающий, поднимающий людей за доли секунд на высоту более 60 метров в новых домах.
- Серьезные аварии в вашей практике были?
- Бог миловал, не было. Но за темой слежу. Как член Ассоциации делового сотрудничества «Саморегулируемая организация «Лифтсервис» и Федерации лифтовых предприятий России, знаю, что аварийность растет. Бывает, механики облегчают себе жизнь, отключая системы безопасности. В компании «Лифтсервис» это невозможно по определению. Механик открывает систему лифта своим электронным ключом, она передает на сервер все производимые манипуляции. Тут не схалявишь.
- Жителям и руководителям жилищных организаций как выбирать надежную обслуживающую лифты компанию?
- Надежность обеспечивает членство компании в саморегулируемой организации, так как лицензирование в нашей сфере, как и в строительстве, отменили. Для вступления требуется соблюсти определенный набор требований, включая профильное образование руководителя, главного инженера. Если компанию не приняли в СРО, значит, она не соответствует требованиям.
Поэтому важно выбирать придирчиво, тщательно. Низкая цена при выборе компании по обслуживанию лифтов должна скорее настораживать, чем радовать.
Беседовал Семен Дежнев