Минстрой России подготовил законопроект о субсидиарной ответственности государства по вкладам граждан, выбравших спецсчет для перечисления сборов за капремонт. Законопроект разрешает помещать средства на высокодоходные депозиты в 50 крупнейших банках страны, при этом Минстрой предполагает, что государство будет не просто страховать вклады на определенную сумму, а возвращать в случае отзыва лицензий у банков все накопленные средства. Ранее Минфин возражал против этой схемы. Минстрой не обсуждает бюджетные риски при создании многомиллиардного рынка гарантированных депозитов ЖКХ.
Судьба средств, собираемых с россиян на капитальный ремонт многоквартирных домов, волнует не только самих плательщиков. В Минстрое предлагают дополнить Жилищный кодекс РФ статьей 175.1, где говорится о возможности создания в российских банках "специальных депозитов" для размещения на них взносов на капремонт, ранее собранных с граждан (текст законопроекта есть у "Ъ"). Популяризации депозитов должна способствовать другая принципиальная норма законопроекта — о "субсидиарной ответственности" государства в случае отзыва лицензии у банка, где был открыт депозит. В этом случае предлагается возвращать владельцам счетов все накопленные на них средства, а не только оговоренный лимит в системе страхования вкладов.
"Государство несет субсидиарную ответственность по Сбербанку,— рассуждает он.— Логично, чтобы оно отвечало в случае неприятных ситуаций и по спецсчетам, ведь это же не добровольные взносы: государство обязало граждан уплачивать взносы на капремонт и хранить эти средства в банках".
Отметим, основная проблема схемы, предложенной Минстроем,— бюджетные риски, связанные с готовностью банков размещать прогарантированные средства депозитов более рискованно, нежели в обычной ситуации без гарантий. Оценить объемы потенциальных рисков невозможно из-за принципиального отсутствия статистики по этому рынку, исходя из суммы сборов на 2015 год, реальные риски бюджета за год составляют несколько миллиардов рублей в год. В практике РФ Минфин ежегодно закладывает в федеральный бюджет средства, которые предположительно потребуются на исполнение проигранных государством исков. В случае со спецдепозитами дополнительной проблемой является быстрое накопление объема неявных гарантий без формирования бюджетом соответствующего резерва доходов — ведь не предполагается, что со спецдепозитов ЖКХ будет взыматься, как в случае с АСВ, какая-то плата за страховку.
Минстрой России