Кулагина - в губернаторы. Или на помойку истории

Дмитрий Кулагин
понедельник, 8 апреля 2019, 4:18

Оренбургские элиты не понимают уровня тектонических сдвигов, которые произошли в политическом ландшафте Оренбургской области.

Максим Зайцев, часто высказывающий свои соображения относительно оренбургских публичных процессов в своих аккаунтах в социальных сетях, на этот раз предложил неожиданную повестку. Не примем варяга! Даёшь оренбуржца в губернаторы! Предлагаем ознакомиться.

СНЕГ ВЫПАЛ НЕОЖИДАННО

У Берга был один относительный плюс. Будучи сам регионалом, он был предохранительным клапаном, последним заслоном к полной ликвидации оренбургской региональной "элиты".

А вот сейчас все резко изменилось.
Произошло так, как каждый год с администрацией города Оренбурга - снег выпал неожиданно.

Вексельберг не то, чтобы приезжать перестал - он вообще своего нового губернатора прислал.

И помимо того, что пришел кремлевский назначенец, очень сильно изменились времена. Особенно для "низов". Это Госдума и Правительство удивляется демаршам Росстата, а наши, региональные, депутаты, чиновники, бизнесмены все-таки к народу поближе, своими глазами видят ситуацию. И результаты санкций, внешней и экономической политики, последствия душераздирающе благоприятного инвестиционного климата.
Самое время для поиска виноватых и охоты на ведьм. До недавних пор эту роль выполняли санкции и злая Америка, но этого уже недостаточно. Надо бы и внутри страны поискать. Да и Навального никто не отменял - антикоррупционная повестка давно разрослась, схлопнуть ее нельзя, давно надо было перехватывать, но все попытки претерпели фиаско.
И вот, если вы не заметили, романтический дуэт "Власть-Народ" уже не дуэт. Тут уже любовный треугольник "Власть - Региональная элита - Народ". Первые двое тут уже не союзники, а соперники. Вопрос, собственно, стоит в том, кто останется с народом. Кому тот отдаст свои симпатии, а кому - вилы неодобрения.

И, если вы не заметили, помимо непрекращающихся уже год или два чисток региональных элит с шумными посадками и процессами, идут и менее пугающие, но не менее значимые процессы. Например, чуть ли не каждую неделю строго региональные чиновники вдруг принялись делать обидные и циничные заявления про народ. Настолько обидные, что они тут же становятся лидерами федеральной повестки и все обсуждают их еще две недели. И народу все больше становится понятно, кто же виноват в маленьких пенсиях, зарплатах врачей, росте цен на бензин и нехватке детских садов.
Одним словом, региональные элиты в обозримом будущем станут мальчиками для битья и козлами отпущения. Где-то уже стали, где-то готовятся. Новому губернатору без изменения ситуации в стране в целом ничего не остается, кроме как показательно рубить высаженные прошлым губернатором (и засохшие) деревья.

ДИЛЛЕМА ПОКА ЕЩЕ НЕ ЗАКЛЮЧЕННЫХ

Ситуация классическая с точки зрения теории игр (которую, как и многие другие весьма полезные вещи, не очень знают ни региональные нувориши, ни чиновники). "Местные" размышляют очень просто: с новым врио губернатора Паслером нужно просто договориться, присягнуть ему на верность, найти точки соприкосновения, продемонстрировать полезность, и все останется на своих местах. Особо одаренные полагают, что это возможность в новой перетряске подвинуть конкурентов, лишившихся поддержки бывшего губернатора и получить новые ресурсы при новом. Однако это ловушка. Денис Паслер внимательно выслушает всех, покивает и даже поулыбается. Однако это улыбка "доброго следователя" из классической "дилеммы заключенного".

Регионалы просто завалят друг друга. Паслеру для этого даже делать ничего не нужно, формально не вступая ни с кем в конфликты. С боярами можно расправится с помощью других бояр, а оставшихся прихлопнуть уже нетрудно. Вместе с их палатами, казной и земельными наделами. Заказчиков на это у Дениса Паслера как минимум два: федеральная власть, которой необходим этот политический спектакль, и патрон-лоббист - условный "Вексельберг", которого интересуют ресурсы, финансы, рынок, инфраструктура и другие бизнес-возможности региона.

Судьба регионалов незавидна. Ими сыграют втемную, и вопрос только в том, как долго все они в этой игре продержаться. Связи "наверху" помогут только некоторым и то, в лучшем случае, - слиться без особого ущерба. Максимум - остаться приказчиками при своих бывших активах по милости новых хозяев или продать их с неграбительским дисконтом.

Держу пари, что к концу первого губернаторского срока Дениса Паслера (ЕСЛИ ТАКОВОЙ ВОСПОСЛЕДУЕТ), многие фамилии нынешних подающих надежды региональных бизнес- и полит-деятелей мы уже забудем. Если вы не верите, что это возможно, вспомните, что случилось с игроками нефтяного рынка в области после прихода "Роснефти". В Оренбуржье зачастили спецрейсы с московскими бригадами ФСБ и СК. И очень скоро такие фамилии как Храмов, Козлов, Персиянцев и др. вдруг вышли из употребления в высоких кабинетах.

Выход в этой ситуации один, согласно уже упомянутой теории игр и "дилемме заключенного": сотрудничество, объединение усилий и интересов.

"МОЯ ИГРА, МОЯ ИГРА..."

На данном этапе оренбургская региональная элита могла бы попытаться сыграть в свою игру, и у нее есть для этого возможности.

Необходимо выдвинуть своего кандидата в губернаторы на выборах. И победить. Или под угрозой победы выйти на торговлю и компромиссы, выгодные всем участникам проекта.

Не погружаясь в анализ электорального поля и потенциалов политперсоналий, сразу скажу, что оптимальным кандидатом на данном этапе является Дмитрий Кулагин. Он единственный, у кого есть реальная возможность победы. На посту мэра города он сконвертировался из чиновника-бюрократа в администратора-хозяйственника, не успев при этом наделать много ошибок, получив огромный по нынешним временам кредит доверия населения, добавив плюсов к узнаваемости, статусности, авторитетности. Когда Кулагина фактически назначили мэром, это было похоже на подготовку преемника Берга.

Кулагин, при всех своих прочих плюсах:

- устроит всех внутри Оренбуржья. Включая электорат. К нему нормально относятся и либералы, и коммунисты, он не стал раздражителем ни для одной политической силы, клана, группы.

- Не скомпрометирован ничем. И вряд ли может быть скомпрометирован - это типаж пожизненного "отличника".

- Вменяем, договороспособен, незаангажирован, не связан по рукам и ногам обязательствами с какими-то кланами или партиями.

- В принципе устроит и Кремль, если с этой фигурой вдруг придется мириться. А это вполне возможно, уже есть примеры Приморья, Владимира и Хабаровска.

 

САМОЕ ГЛАВНОЕ - КУЛАГИН ПО-НАСТОЯЩЕМУ СВОЙ

В отличие от Дениса Паслера, "знакомого с Оренбуржьем" целых пару раз из окна джипа.

Не зря этот критерий так волновал Путина на встрече с Паслером. Все понимают, что в ситуации выбора между "засланцем" и "местным" при прочих равных "свойскость" станет ключевым фактором. Денис Паслер приехал и так же рано или поздно уедет. А вам тут жить.

Как сделать технически - вопрос вполне решаемый, хотя и сложный.

Финансово проект тоже для оренбургского истеблишмента вполне подъемный. Сэкономят потом на взятках, ничего. Смело? Да, но смелость не всегда - глупость, часто как раз наоборот. И не надо спорить с математикой, вы и так это постоянно делали.

Главное еще - решиться самом Дмитрию Владимировичу. Ведь это шанс даже если уйти из политики - то уйти достойно. А иначе можно так и остаться, как сейчас Вас называют в кулуарах, - блабламэром.

Максим Зайцев

Орфография, пунктуация автора и иллюстрации сохранены